Ирак после выборов

16.03.2012
Ирак
Печать

Александр ТРАЙНИН 

Ирак после выборов

31 января 2005

 

30 декабря 2005 года в 7 часов утра по местному времени открылось более 5200 избирательных участков по всей территории Ирака, и тем самым начались самые что ни на есть свободные и демократические выборы за всю историю этой страны. В 17 часов избирательные участки закрылись.

Чтобы иметь ясное представление об атмосфере данного мероприятия, его восприятии большим числом иракцев, следует представить себе оккупированные немецко-фашистскими захватчиками территории Советского Союза и проведение на них под присмотром гестапо и полицаев свободных выборов органов власти. Ненависть к оккупантам в лице американцев и их сателлитов более чем велика среди иракцев и полностью нивелирует все противоречия между как религиозными общинами, так и различными социальными группами.

Однако, как ни парадоксально будет звучать – эти выборы нужны и суннитам и шиитам, американцам и движению сопротивления, партии "Баас" и тем движениям и организациям, лидеры которых прибыли в обозе американских войск. Эти выборы нужны крупным компаниям и корпорациям России, поддерживающим существующую власть в Кремле, чтобы попытаться вернуть себе утраченное влияние в области экономики и военной сфере Ирака.

Прошедшие выборы можно считать состоявшимися – по официальным данным в них приняло участие 60 процентов избирателей, в то время как фактически участки для голосования вряд ли посетило более 20 процентов. Дело в том, что местонахождение самих участков для голосования держалось в тайне до момента голосования – именно поэтому атакам подвергались школы и иные общественные места, где, по мнению сопротивления, могли находиться избирательные комиссии. Кроме того, основная масса жителей вообще не собиралась принимать участие в выборах – или сидели дома, или уехали заранее в места не столь отдалённые, или же просто вообще, зная заранее результаты голосования, обговаривали своё участие в будущей жизни Ирака.

Как бы то ни было, теперь в Ираке существует избранная власть в лице президента и парламента (Национальной Ассамблеи). Теперь международное сообщество сможет считать Ирак своим полноправным членом, а законодательная и исполнительная власть страны будет издавать законы, заключать международные договора, в том числе и на присутствие на своей территории иностранных войск, иметь все структуры государственной власти – финансы, юриспруденцию, армию, полицию и т.д. Теперь пребывание американских войск будет иметь уже законный характер, попадая под юридические нормы международного права. Теперь в полном объеме начнётся разработка нефтяных месторождений, развитие транспортной и магистральной инфраструктуры. Что касается нефти, то её добыча в Ираке уже превышает все ранее достигнутые показатели, а американские офицеры и солдаты "крышуют" различные нефтеносные районы, получая в среднем в месяц минимум 10-20 тысяч долларов за покровительство.

Теперь движение сопротивления будет внедрять своих людей в министерство нефти и силовые структуры, продавать нефть и готовить государственный переворот. Теперь после состоявшихся выборов границы Ирака являются по международному праву незыблемыми, не подлежат никакому пересмотру и создание независимого курдского государства полностью исключено. (Именно этого опасались американцы – создания нового государства "Свободный Курдистан" на территории Ирака, Сирии, Ирана и Турции. Такое образование полностью бы вывело из равновесия данный регион не менее чем на 10-15 лет).

Теперь, после проведённых выборов, до 31 декабря этого года будет сформировано новое правительство. Это означает, что будет достигнута узаконенная договорённость между различными религиозными формированиями общества. Конечно, шииты станут доминировать в парламенте – из 275 мест у них будет приблизительно 150-160. Причём американцы ввели обязательное правило – не менее 25 процентов от депутатов должны быть женщины. Конечно, премьер-министром станет Аллави, возглавляющий партию "Национальное согласие". И ему придётся держать на коротком поводке Муктаду ас-Садра, вооружённые формирования которого вели ожесточённые бои с американцами и формированиями самого Аллави в Эн-Наджафе в прошлом году. Эти столкновения были вызваны тем, что Эн-Наджаф, священный для шиитов город, посещался паломниками со всего мира, которые оставляли там не менее 7 миллиардов долларов в год. Делиться такими деньгами Муктада не хотел ни с Аллави, ни тем более с американцами. В результате он получил то, что должен был получить – свой процент от пожертвований и нефтеносный район.

От суннитов в парламенте будет представлено 80-90 депутатов, хотя Харис аз Зари, возглавляющий Ассоциацию исламских улемов-суннитов, заявил, что они никогда не будут присутствовать в парламенте. Но это не так – обиды пройдут, начнёт действовать реальный экономический интерес клана Гази аль Явера, который имеет очень большой авторитет среди стран ЕС и менее большой в Ираке.

Остальные места будут предоставлены курдам – ярым сторонникам США и стран, чьи войска находятся в Ираке. Следует отметить, что впервые в истории Ирака в апреле 2003 года должность министра иностранных дел занял представитель курдов Хошиер Зибари. Даже не занял, а просто был назначен американцами.

На что может рассчитывать Россия в новых условиях? На очень пока немногое, поскольку времена полностью изменились – в Ираке власть принадлежит, и будет принадлежать тем, кто умеет удерживать баланс всех противоречий в нулевом состоянии.

Несмотря на то, что нынешний посол Ирака в России Хашим Мустафа не устаёт повторять, что в Ираке давно уже ждут российские фирмы, это далеко не так. Никто их не ждёт, и не собирается ждать. Кремлю надо срочно менять подход к Ираку и искать именно тех людей, которые имеют реальные дружеские отношения с Ираком. Ведь никакого другого Ирака сейчас уже не будет. И именно с таким Ираком, который мы видим после выборов, придется жить всему миру