Россия в Ираке: утраченные приоритеты

16.03.2012
Политика
Печать

        После уничтожения режима Саддама Хусейна все политические и тем более экономические интересы России, как в Ираке, и в целом в арабском мире, и соседними с ним странами, оказались подорваны.

     Об этом свидетельствуют, например, неудачи Москвы в решении так называемой ядерной проблемы Ирана, когда Тегеран отказался от создания совместного предприятия по переработке отработанного урана. Как сообщали источники в правительственных кругах Тегерана, последним представляется, что в данном вопросе Россия лишь выполняет волю США. Более того, визит С.Кириенко в Иран лишь усилил настороженность руководства исламской республики в рассмотрении данного вопроса, поскольку глава "Росэнергоатома" воспринимается лидерами Ирана в качестве представителя Вашингтона в их регионе.

       В случае же с Ираком ситуация гораздо выглядит сложнее и фактически почти неразрешимой. Дело в том, что на сегодняшний день практически утратила все свое влияние в этой стране и в этом  регионе.

       Уточним, что, речь здесь идёт, конечно, в первую очередь об интересах российских нефтяных компаний, которые, используя свои возможности в высших политических структурах страны, попытались наскоком вернуться на достаточно прибыльные и сверхприбыльные нефтяные месторождения, где дисконт составляет фантастические величины.

       Правда, формально, как отмечает западная пресса, им это удалось. Так, в частности, компания "Лукойл", руководитель которой часто общался с Саддамом Хусейном, а потом попал в опалу в Багдаде из-за контактов с Америкой, сумела выйти, по материалам германской прессы, на второе место после американских компаний по владению нефтяными полями в Ираке.

       Однако, при всей кажущейся успешности российского нефтяного проекта, он обладает одной очень важной специфической чертой — стоит лишь Алекперову начать освоение выделенных ему месторождений, как все вложенные инвестиции будут мгновенно потеряны. Поясним подробнее.

       Ещё в январе 2005 года в Багдаде состоялась неправительственная и неофициальная встреча иракских и российских предпринимателей, которые рассматривали вопрос продажи иракской нефти Москве. Опустив все подробности переговоров, так как они слишком специфичны, выделим только интересующий нас в данный момент основной их итог: было принято решение, что разработка месторождений, поставка нефти из Ирака осуществимы только при доброжелательном отношении определённых сил в Ираке. Не правительственных, даже не американских.

       Это хорошо усвоили голландские и испанские компании, действующие в соответствии с этими правилами. Но этого совершенно не поняли политические круги в Кремле.

       Весь парадокс ситуации состоит в том, что желание Москвы работать по старым схемам в Ираке с коррекцией советников, которые знают Багдад только по дипломатическим донесениям и рапортам сотрудников, никогда не будут иметь силу. И доказательств тому предостаточно.

       В конце марта этого года Москву посетила, по приглашению Центра стратегических и политических исследований, иракская делегация во главе с шейхом Харрис ад-Дари, одним из руководителей суннитской общины, генеральным секретарём Ассамблеи исламских улемов (АИУ) Ирака. Формальная цель визита — ознакомить российскую сторону со сложной ситуацией в стране. В то же время появлялась информация о том, что иракцы даже предложили Москве роль посредника в разрешении иракской проблемы, что могло бы означать готовность иракцев поддержать возвращение России в их страну. Смысл же визита состоял в том, чтобы представители определённых политических сил России, в том числе из Совета Федерации, Госдумы и некоторых партий, сумели бы заручиться поддержкой ад-Дари для проникновения в Ирак с целью экономических операций с нефтью. Вполне ясно, что прибыль от возможных контрактов должна была бы пойти на финансирование конкретных политических сил России.

       Однако в Ираке дела обстоят не так просто. К тому же упомянутая делегация не располагала необходимыми для серьёзных переговоров полномочиями.

       Следует напомнить, что все попытки проникновения Кремля в экономику Ирака после разгрома Саддама Хусейна терпели не просто крах, но и вообще не имели никакого смыслового продолжения. Просто Москва не знала, как нужно работать и кого именно следует привлекать для такой работы. И ситуация до сих пор не претерпела изменений.

       В отличие от России, другие страны давно поняли, как надо работать в новых условиях. В качестве примера отметим, что в Москву ещё в середине 2004 года приезжали представители некоторых коммерческих структур Израиля, которые провели переговоры с представителями Ирака, представлявшими реальные силы управления экономикой страны.

       Именно после такой встречи и началось не афишируемое инвестирование израильскими кругами бизнеса в Ираке, включая не только нефтяной сектор, но и строительную отрасль, и рынок удобрений, и бытовой сектор. Сейчас в Ираке находится определённое число представителей Тель-Авива, которые реализуют даже при существующем напряжённом положении экономические интересы своей страны.

       Что касается России, то её руководство, выражая политическую волю соответствующих экономических кругов, попыталось найти выход из создавшегося положения, реализуя следующую схему. Получая контракт от нынешнего багдадского режима, было решено найти иракскую компанию, которая бы стала выполнять субподрядные работы.

       Почему именно иракские специалисты должны осуществлять всю производственную деятельность, в то время как российские владельцы контракта фактически приобретали бы только дивиденды? Да потому что это очень хорошая схема, которая не требует особенно крупных вложений, а главное — при этом отсутствует элемент риска физического устранения наших граждан в данной стране. Это действительно удобно и разумно при определённых условиях. Кстати, корейские и японские фирмы в своей деловой практике в Ираке придерживаются именно таких позиций.

       Однако ситуация во взаимоотношениях России с Ираком стоит совершенно в иной плоскости! Дело в том, что в течение длительного промежутка времени иракцы считали, что только Россия сможет защитить его от вторжения американцев. Однако после того, как выяснилось, что Россия не только не предотвратила, но и вообще одобрила присутствие иностранных войск в стране, отношение к Москве практически всего народа, всех социальных и религиозных групп изменилось на диаметрально противоположное.

       Свидетельством в пользу этого вывода может служить постоянная угроза жизнедеятельности уже не самим русским специалистам, как было ранее, а даже их представителям, которых нанимают российские компании.

       В конце марта в офисе подрядчика российской компании "Технопромэкспорт", которая, как утверждает информационное агентство РИА Новости, строит крупнейшую в Ираке электростанцию "Юсифея", был осуществлён захват работавших там 18 человек. Представитель "Техпромэкспорта" в Аммане Олег Шейкин сообщил, что все строительные работы после похищения сразу же были прекращены.

       Ситуация развивалась следующим образом. Одетые в форму сотрудников Министерства внутренних дел Ирака вооружённые люди ворвались в 8 утра по местному времени в офис фирмы "Ас-Саид". Они потребовали предъявить все документы, которые содержались в компьютерах фирмы, а затем под угрозой оружия увели с собой 18 человек. Была, таким образом, захвачена практически вся техническая документация, связанная со строительством электростанции, которая по плану должна иметь три энергоблока мощностью 210 Мгватт каждый.

       Отметим, что часть захваченных людей была отпущена домой, однако рано утром, когда Багдад ещё спал, они были снова арестованы и увезены в неизвестном направлении. Руководитель иракской компании-подрядчика Абдель Салям Саид не исключает, что они могли быть убиты. И как он отметил далее, "это удар не только по иракским, но и по российским экономическим интересам".

       Здесь присутствует одна очень интересная тонкость, оценить которую могут только специалисты, реально знающие сегодняшний Ирак: офис компании "Аль Саид" расположен в одном из самых фешенебельных районов Багдада. Эта улица охраняется мощным слоем правительственных войск, и, кстати, неподалёку от нее находится посольство России. И, разумеется, надо принять во внимание, что данный инцидент произошел 27 марта, т.е. через несколько дней после встречи Харриса ад-Дари с председателем комитета по международным делам Совета Федерации, председателем Совета Общества солидарности и сотрудничества народов Азии и Африки (ОССНАА) Михаилом Маргеловым и его (ад-Дари) пресс-конференции в РИА "Новости".

       Если и дальше развивать данную тему, то возникает сразу вполне закономерный вопрос — а что же дальше ожидает Россию в Ираке? Ограничимся пока тем, что скажем: ничто не сможет изменить данную ситуацию до тех пор, пока Ираком занимаются люди, полностью скомпрометировавшие себя в коррупционных отношениях с режимом Саддама Хусейна.

       России следовало бы ориентироваться в этом отношении на Израиль, который сейчас достаточно успешно осваивает иракский рынок, и у которого в отличие от Кремляв Багдаде в данный момент нет никаких проблем.

апрель 2006 г.                                                        А.М.Трайнин  

                                                                              А.К.Лукоянов